СМС КАК СОВРЕМЕННЫЙ ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР

ДЕМЯНКОВ ПАВЕЛ

Научные руководители – А. Г. БУКЛИС, Ж. М. ДЫЩЕНКО

Актуальность работы заключается в том, что история письма насчитывает много тысячелетий, а современная молодежь сталкивается с рукописными письмами только на уроках развития речи и литературы.
Цель работы: рассмотреть SMS-сообщение как разновидность современного эпистолярного жанра.
Задачи работы:
  • Познакомиться с историей возникновения эпистолярного жанра и письма.
  • Познакомиться с историей возникновения и развития СМС.
  • Провести социологический опрос учащихся и преподавателей колледжа с целью определения роли письма и СМС в их жизни.

Введение

СМС-сообщения стали неотъемлемой частью молодежной культуры.

Письма мы пишем все реже.

СМС и электронная почта заменили нам не только ручку и бумагу, но и полностью изменили наше отношение к понятию письма. Мы избегаем лишних слов, стараемся говорить по существу, а чувства, если их «кидать в Сеть», теряют эмоции.

Писать красиво и от души – целое искусство.

Сегодня общество волнуют проблемы, связанные с культурой речи наших современников.

Глава 1. Эпистолярный жанр

Издавна люди обменивались информацией, и большую помощь им в этом оказывал эпистолярный жанр (от греч. epistole – письмо, послание), то есть жанр письма. Одно из трёх лексических значений слова «письмо», данное в «Толковом словаре русского языка» С. И. Ожегова, – «написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь».

Глава 2. Из истории русского письма

История письма как бытовой факт в жизни русского человека уходит в далёкое прошлое и связано с историей почты.

В Древней Руси грамотных людей было очень мало. Письма писали в основном монахи, князья и их окружение. Эти письма носили дипломатический характер и служили средством связи с иноземными, а также использовались в торговле. Одним из первых начал писать письма Иван Грозный.

Глава 3. Письмо или СМС?

Если бы 15 лет назад спросили, что такое СМС, то многие бы затруднились ответить. Сегодня даже школьник, ещё не умеющий читать, понимает, о чём идёт речь, когда произносится слово «СМС». Безусловно, достижения научно- технического прогресса постепенно вытесняют письма из нашей жизни. Порой легче позвонить другу или отправить СМС, чтобы сообщить о каком-то важном или неважном событии, чем написать письмо об этом. Было бы не обидно, если бы СМС вытеснили лишь телеграммы, но так получилось, что они начинают интенсивно вытеснять и письма из нашей жизни.

По поводу данного факта я провел анкетирование среди учащихся 1 курса и преподавателей нашего колледжа. В моём анкетировании приняло участие 153 человека. Парадоксально: практически все опрашиваемые рады были бы письмам, но вот сами писать не желают.

Таким образом, я прищел к выводу, что СМС начинает интенсивно вытеснять бумажные письма из нашей жизни.

Глава 4. Что такое СМС?

SMS (СМС) дословно переводится с английского языка как Short Message Service, что буквально означает «служба (передачи) коротких сообщений».

Самое первое SMS в истории человечества содержало такие строки: «Счастливого Рождества!».

Глава 5. Трансформация жанра письма в 21 веке

На улице, в лифтах, в очереди к кассе супермаркета и на пешеходном переходе мы постоянно видим молодых и не очень молодых людей, азартно или задумчиво нажимающих на кнопки мобильных телефонов. Многие из них набирают тексты СМС-сообщений. Вместо бумаги – телефон, вместо ручки – кнопки.

СМС и есть современный жанр письма, являющийся в 21 веке очень популярным. Лишь суть осталась прежней – сообщить о чём-то, поздравить, то есть то же, что и в 18-19 веках.

Глава 6. Сферы применения СМС

Сегодня с помощью SMS назначают свидания, сообщают о разрыве отношений, в некоторых странах даже разводятся, общаются с налоговыми органами, увольняют с работы, принимают исповеди, отпускают грехи. Список возможных сфер применения SMS растет ежедневно.

Глава 8. Опрос учащихся и преподавателей колледжа

Анкета

  1. Пользуетесь ли вы SMS-сообщениями?
  2. Сколько раз в день вы пишете СМС?
  3. Удобно ли пользоваться SMS-сообщениями? Почему?
  4. Что вы чаще всего пишете в SMS-сообщениях?
  5. Много ли ошибок вы делаете при наборе SMS-сообщений? Замечаете ли вы их?
  6. Какие символы и сокращения в СМС употребляете чаще всего?
  7. Стараетесь ли вы соблюдать правила СМС-этикета?
  8. Укажите плюсы и минусы SMS.
  9. Любите ли вы получать письма в конверте?
  10. Пишете ли вы письма?
  11. Хранятся ли в вашем доме чьи-то письма?
  12. Кто из литературных героев писал письма?

    Результаты анкетирования представлены в Приложении А.

Заключение

Таким образом, на основе перечисленных особенностей можно сделать вывод о том, что SMS – разновидность эпистолярного жанра, который обладают некоторыми преимуществами перед почтовым письмом: быстротой создания и быстротой передачи.

Не следует, однако, забывать, что информативность и краткость приводят к обеднению языка, к нарушению культуры общения, исчезновению из активного словаря многих важных слов и понятий.

Графические знаки («смайлики») также приводят к вымиранию языка, так как являются «графическими жестами», заменяющими слова.

Орфография сообщений приобретает абсолютно свободный характер, что делает написанное «нечитаемым» или труднопонимаемым, кроме этого, такое нарушение всех норм и правил приводит к тому, что пишущий уже не может точно соотносить варианты написания слова, что влечёт за собой безграмотность.

И всё же SMS-сообщения, несмотря на вышеизложенные отрицательные моменты, не следует считать просто новым веянием последнего времени, как не следует отрицать и его бесконечного творческого потенциала, оригинальности, информативности.

Это закономерно, так как язык – «живой организм», постоянно развивающийся и отвечающий на новшества в жизни появлением новых языковых явлений.

Приходится признать: эпистолярный жанр просто переходит в новое качество. Думаю, язык SMS будет развиваться и дальше.

И ещё. Письмо как речевой жанр пока ещё совсем «не умерло».

Практическая значимость работы определяется тем, что результаты исследования могут быть использованы на занятиях русского языка и литературы, на внеаудиторных мероприятиях. Мною разработана памятка по написанию СМС (Приложение Б).


СЕРДЦЕ, ОТДАННОЕ КОЛЛЕДЖУ
(Реферативное исследование биографии В. К. Рабцевича, внесшего большой вклад в развитие архитектурно-строительного колледжа в составе государственного учреждения высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет»)

ГРИШКИНА ВАРВАРА

Научные руководители – А. Г. БУКЛИС, Ж. М. ДЫЩЕНКО

В 2015 году мы приняли участие в праздновании 85-летнего юбилея нашего учебного заведения.
Вместе с кураторами к этому важному событию мы подготовили фотовыставку «Колледж – наш общий дом».
Учащиеся групп 1А и 2А сделали портреты преподавателей колледжа. Интересными, на мой взгляд, были рисунки с изображением здания нашего учебного заведения.
Для специального выпуска газеты «Параллель» ребята взяли интервью у преподавателей-выпускников нашего колледжа.
В группах 1А и 2А были проведены беседы на тему «История колледжа в лицах».
Интерес у ребят вызвала личность Заслуженного учителя БССР Виктора Константиновича Рабцевича, который более тридцати лет возглавлял наше учебное заведение.
Мы захотели больше узнать об этом человеке и привлечь внимание учащихся к его судьбе и биографии.
Отсюда решение: провести реферативное исследование биографии В. К. Рабцевича, внесшего большой вклад в развитие архитектурно-строительного колледжа в составе государственного учреждения высшего профессионального образования «Белорусско-Российский университет».
Реферативное исследование – это один из пяти видов творческих исследовательских работ (есть еще экспериментальные, проектные, описательные, исследовательские творческие работы).
Реферативное исследование – это работа, в основу которой входят сбор и представление информации по избранной теме. Суть реферативной работы – в выборе материала из первоисточников, наиболее полно освещающих избранную проблему. Специфика реферата заключается в том, что в нем нет развернутых доказательств, сравнений, рассуждений.
Этапы нашей работы:
1 Найти проблему, т.е. «что надо изучать».
Проблема найдена. Мы приступили к изучению биографии Виктора Константиновича Рабцевича.
2 Тема, т.е. «как работу назвать».
Работа имеет название «Сердце, отданное колледжу» .
34 года Виктор Константинович Рабцевич руководил нашим учебным заведением. Он бескорыстно, безвозмездно отдавал свои знания и умения колледжу, людям, которые в нем работали, и своим ученикам.
3 Актуальность, т.е. «почему эту проблему нужно изучать». Наша работа даст возможность более полно познакомиться с жизнью Виктора Константиновича Рабцевича, узнать, какой вклад он внес в становление и развитие нашего учебного заведения.
4 Цель исследования, т.е. «какой результат предполагается получить». Целью нашего исследования является привлечение внимания учащихся к судьбе и биографии бывшего директора архитектурно-строительного колледжа, Заслуженного учителя БССР, члена-корреспондента Академии архитектуры Республики Беларусь Виктора Константиновича Рабцевича.
5 Гипотеза. Предполагаем, что сведения о биографии В. К. Рабцевича мы знаем фрагментарно, отрывочно. Необходимо получить полное представление о жизни этого человека; о его трудовой деятельности; о событиях, повлиявших на формирование характера.
6 Задачи исследования, т.е. «что делать»:
– собрать сведения о биографии (воспоминания родных, близких, коллег и т.д.);
– изучить информацию о В. К. Рабцевиче, размещенную в СМИ, в Интернет-ресурсах;
– познакомиться с музейными документами;
– систематизировать собранные сведения;
– осветить результаты своей работы на конференции научно-исследовательского общества учащихся.
7 Методика исследования, т.е. «как и что исследовать».
Методы исследования:
– опрос;
Проведено анкетирование среди учащихся первого курса.
Анкетирование представлено следующими вопросами:
1 Знаешь ли ты историю колледжа?
2 Что ты знаешь о Викторе Константиновиче Рабцевиче, внесшим большой вклад в развитие нашего учебного заведения?
Результаты анкетирования показали следующее: о Викторе Константиновиче Рабцевиче знали те, чьи родители или родственники являются выпускниками колледжа, а также учащиеся, посетившие Музей колледжа. – интервью;
Было организовано интервью с Виктором Константиновичем Рабцевичем;
с Анатолием Валериановичем Гаюком (преподаватель колледжа);
с Александром Алексеевичем Поликарповым (заведующий музеем колледжа).
– беседы;
Проведен открытый круглый стол на тему: «Секрет его успеха» (встреча с В. К. Рабцевичем).
– работа с фотоархивом семьи Рабцевич;
– работа с фотоархивом семьи Ротач;
– работа с материалами Музея архитектурно-строительного колледжа;
– работа с Интернет-ресурсами и печатными материалами;
– анализ полученных материалов.
8 Некоторые выводы по исследованию:
Виктор Константинович Рабцевич – заслуженный учитель БССР, член-корреспондент Академии архитектуры Республики Беларусь – возглавлял наше учебное заведение с августа 1972 года по август 2006 года и внес большой вклад в его развитие.
Под его руководством в 70 – 90-х годах строительный техникум становится ведущим учебным заведением СССР по подготовке руководителей среднего звена для строительной отрасли.
Особое внимание в эти годы уделялось вопросам улучшения качества подготовки специалистов, совершенствованию учебно-материальной базы.
В учебном заведении велась подготовка специалистов для развивающихся стран Африки, Азии, Латинской Америки.
В 1975 году завершается строительство нового учебного корпуса по улице Космонавтов, где созданы все условия для качественного проведения теоретических и практических занятий, воспитательной, культурно- и спортивно-массовой работы.
В 1983 году вводится в строй девятиэтажное здание студенческого общежития, что способствует значительному улучшению жилищно-бытовых условий учащихся.
Возведение нового учебного корпуса и строительство здания общежития – тоже одна из заслуг Виктора Константиновича Рабцевича.
В 1976 году техникум был награжден Почетной грамотой Верховного Совета БССР за достижение высоких показателей в подготовке молодежи к службе в Вооруженных силах СССР
О трудовых достижениях коллектива техникума и его руководителя, Виктора Константиновича Рабцевича, свидетельствовали итоги, проводившихся в те годы социалистических соревнований, итоги различных смотров и конкурсов.
Как одно из лучших средних специальных учебных заведений Советского Союза техникум шесть раз был награжден Почетными грамотами Министерства высшего и среднего образования СССР.
В 1987 году за достижение наивысших результатов во всесоюзном социалистическом соревновании Могилевский строительный техникум был награжден Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ.
При содействии Виктора Константиновича Рабцевича в 1991 году Могилевский строительный техникум одним из первых в Республике был преобразован в строительный колледж, что позволило вести двухуровневое обучение.
В 1998 наш колледж был признан лучшим учебным заведением г. Могилева среди средних специальных учебных заведений. Аналогичного результата добился коллектив колледжа и в 2004 году.
В 2002 году колледжу было возвращено его историческое название «Архитектурно-строительный».
В этом году наш колледж отметил свое 85-летие. За годы своего существования он подготовил более 23000 специалистов, которыми мы по праву гордимся.
Хочется отметить, что 18-ти тысячам специалистов диплом вручил Виктор Константинович Рабцевич.
Историю делают люди: руководители, преподаватели, учащиеся.
12 мая учащиеся групп 1А и 2А встретились с Виктором Константиновичем Рабцевичем. Был проведен круглый стол на тему: «Секрет его успеха».
Этот человек произвел на меня лично неизгладимое впечатление. Я пришла к выводу, что из «всех способностей самая трудная и самая редкая способность – это умение управлять».
У поэта Игоря Тюкина есть стихотворение под названием «Секрет успеха». Строки из него я хотела бы адресовать Виктору Константиновичу Рабцевичу:
Каким ты дом построишь,
Таким ему и быть.
Как сам себя настроишь,
Так сам и будешь жить…
Всего лишь только надо –
Судьбу не обвинять.
Уметь работать в радость –
И смело в даль шагать.
9 Практическая направленность.
Данный материал имеет практическое значение. Его можно использовать для проведения внеаудиторных мероприятий, мероприятий по краеведению, а также для создания web-страницы.
10 Перспективы работы:
– не позднее января 2017 г. создать видеофильм «Сердце, отданное колледжу», приурочив эту работу к 80-летию со дня рождения Виктора Константиновича Рабцевича.

 

2016 г.



ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

ТРОФИМОВА АННА

Научные руководители – А. Г. БУКЛИС, Ж. М. ДЫЩЕНКО

Творчество - это движущая сила,
которая поддерживает в нас жизнь
Сейчас Беларуси нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие креативно мыслить.
В сентябре 2013 года в колледже был организован кружок по созданию электронного журнала «АСК-трибуна».
Члены кружка – это учащиеся 1-2 курсов, желающие заниматься творческой деятельностью.
Состав создающих издание подвижен. Активными участниками кружка являются ребята из групп 1С1, 1С2, 1Т. Особенно хочется отметить Алину Мартыненко, Анну Трофимову, Евгения Исакова, Полину Шкурдь.
Наш журнал призван освещать важнейшие события жизни колледжа, поднимать актуальные проблемы, реализовывать способности учащихся. В какой-то степени, журнал – вклад в создание имиджа колледжа, поддержание его престижа.
В редакции журнала собрались творческие личности, которым интересно делать репортажи, брать интервью, писать статьи, создавать фотоработы. Все участники кружка разные, но, когда мы вместе, то становимся частью сплочённого коллектива, где каждый имеет возможность проявить себя.
В каждый номер издания вкладываем частичку своей души и тем самым делаем журнал интересным и познавательным.
В журнале «АСК-трибуна»» много рубрик: «История праздника», «Добрые советы», «Знаменательные даты», «События», «Наши исследования», «Это интересно», «Из первых уст», «Творческое вдохновение» и другие.
Реализация данного проекта позволяет создать базу для развития творческого потенциала учащихся. Такого рода издания, как наше, позволяют молодым людям научиться высказывать свои идеи, помогают лучше познать себя, помогают открыть мир.
Мир электронной прессы – значимая часть жизни учебного заведения, а потому
– «АСК-трибуна» – это журнал о тебе и для тебя. Это твой журнал!
– «АСК-трибуна» находит героев среди обычных людей!
– В «АСК-трибуна» нет барьера между читателем и автором!
– «АСК-трибуна» открыт для предложений и готов меняться по желанию читателей!
Пролистать страницы журнала можно по адресу: ask-tribuna.jimdo.com.
Скачать
Электронный журнал АСК-трибуна.pps
Презентация Microsoft Power Point 9.0 MB
Выступление Трофимовой Анны
Выступление Трофимовой Анны

 

2014 г.



УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «ЭЛЕКТРОННАЯ ЛЕТОПИСЬ «МАЛЫЙ КРАЙ БОЛЬШОЙ ОТЧИЗНЫ»

МАРТЫНЕНКО АЛИНА

Научные руководители – Ж. М. ДЫЩЕНКО, А. Г. БУКЛИС

Представляем вашему вниманию учебный проект "Электронная летопись "Малый край большой Отчизны".
Материал проекта предназначен для различных групп обучающихся и находится в свободном доступе в сети Интернет по адресу: mogilev-proekt.jimdo.com.
Только хорошо зная историю, культуру и традиции родного края, можно считать себя полноправным гражданином своей страны.
Электронная летопись включает в себя следующие разделы:
– «Этих дней не смолкнет слава»;
– «Так жить, чтобы в конце концов привлечь к себе любовь пространства…»;
– «Не каждому дано так щедро жить – на память людям города дарить»;
– «Печатной строкой о нашем крае».
В прошлом учебном году мы познакомили вас с разделом «Этих дней не смолкнет слава», представив первую часть «Следов войны не заметут столетья», посвященную 200-летию победы в войне 1812 года.
Сегодня предлагаем вашему вниманию остальные (три) части этого раздела:
– «Недаром Могилев назвали тогда Мадридом на Днепре...» (Могилев в годы Великой Отечественной войны), посвященный 70-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков;
– «Афганистан: честь, достоинство, подвиг»;
– «На посту памяти» (военно-патриотическое воспитание в Могилевском архитектурно-строительном колледже).
2014 год знаменателен для нашей страны, так как 70 лет назад Беларусь была освобождена от немецко-фашистских захватчиков.
В связи с этим акцентируем ваше внимание на странице «Недаром Могилев назвали тогда Мадридом на Днепре...».
Заглянув на данную страницу, вы узнаете об основных военно-исторических событиях, происходивших на Могилевщине с 1941 по 1944 годы.
Особо хочется отметить краеведческую работу «На поверке отзовется улица», являющуюся одной из составляющих нашего проекта. Могилев не забыл тех, кто отстаивал город в июле сорок первого, боролся с оккупантами в подпольных группах и партизанских отрядах, штурмовал город в июне сорок четвертого, кто долгие годы стоял у руля государства. Их фамилии стали названиями многих улиц, и они будут звучать вечно, пока будет стоять Могилев.
Учащимися колледжа создан видеофильм, посвящённый Великой Победе, посвящённый родной земле могилёвской.
Посмотреть фильм можно на странице летописи «На поверке отзовется улица».
Перейдем к следующей части – «Афганистан: честь, достоинство, подвиг».
Мы хотим привлечь внимание к историческим событиям Беларуси и активизировать участие молодых людей в общественной жизни нашего учебного заведения, города Могилева, нашей страны.
По инициативе участников кружка «Трибуна АСК» был создан репортаж «Живая память».
15 февраля в День памяти воинов-интернационалистов мне лично удалось взять интервью у одного из участников митинга, посвященного Дню вывода советских войск из Афганистана.
Увидеть интервью вы можете на странице летописи «Афганистан: честь, достоинство, подвиг».
«На посту памяти» – так называется последняя часть раздела «Этих дней не смолкнет слава».
В данной части представлена работа по военно-патриотическому воспитанию учащихся нашего учебного заведения.
Традицией в нашем колледже стало проведение мероприятий, посвященных Дню Победы, Дню памяти воинов-интернационалистов, Дню Защитника Отечества; Дню освобождения города Могилева и Дню независимости Республики Беларусь.
Почетный караул у Вечного огня на Советской площади учащиеся архитектурно-строительного колледжа несут уже много лет.
«Хочешь почувствовать себя человеком — помоги другому». Этот принцип лежит в основе работы волонтеров колледжа.
Материал части «На посту памяти» подготовлен преподавателем Сергеем Сергеевичем Еремченко. Напомним, что мы предложили вашему вниманию только небольшую часть "Электронной летописи "Малый край большой Отчизны".
Работа над учебным проектом будет продолжена.
Скачать
Малый край большой Отчизны.pps
Презентация Microsoft Power Point 3.0 MB
Выступление Мартыненко Алины
Выступление Мартыненко Алины

 

2014 г.



ЭЛЕКТРОННОЕ ПОСОБИЕ:
«ЯЗЫК ПРОГРАММИРОВАНИЯ ПАСКАЛЬ»

ТКАЧЕВА ВИКТОРИЯ, СТАНКЕВИЧ АНАСТАСИЯ,
БОЛЬШАКОВА ДАРЬЯ

Научные руководители – И. Л. ЗЕНОВИЧ, Н. О. ХАРГЕЛИЯ

Вашему вниманию мы представляем электронное пособие по теме «Язык программирования Паскаль», разработанное в помощь учащимся первого курса для изучения темы «Основы алгоритмизации и программирования».
На данный момент в пособии разработаны вопросы:
- Основные объекты языка программирования Паскаль
- Разработка и отладка линейных программ
- Разработка и отладка разветвляющих программ
- Разработка программ с использованием операторов цикла
Данное пособие создано в редакторе FrontPage. С помощью редактора FrontPage можно создавать структуру сайта, формировать страницы, добавлять интерактивные средства и загружать файлы на сервер в сети Интернет. FrontPage позволяет просто набрать текст, который можно поместить на Web-страницу, расположить в нужных местах рисунки, можно создавать эффекты.
На каждом сайте существует одна Web-страница, которая называется главной или домашней. Используя навигацию или гиперссылки, пользователи смогут попасть и на другие страницы сайта.
Сайт размещается на Web-сервере – компьютере, который предоставляет доступ к Web-страницам посетителям сайта. FrontPage позволяет создавать сайт непосредственно в файловой системе компьютера пользователя, а затем, когда он будет готов, опубликовать его на Web-сервере.
Структура в электронном пособии состоит из главной страницы, на которой отображены кнопки, название которых соответствуют названием разделов.
С помощью гиперссылок и кнопок можно перейти на любой вопрос пособия, где для наглядности текст оформлен и выделен разными цветами и интервалами. Каждый рассматриваемый раздел включает в себя основную теорию данного вопроса и несколько решённых примеров, а также заданий для самоконтроля знаний, переход на которые также осуществляется с помощью гиперссылок.
В следующем семестре планируется дополнить пособие, а также разработать вопросы:
- Символьные и строковые величины
- Операции над символьными и строковыми величинами
- Программы вычисления суммы и произведения.

 

2013 г.



УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ «ЭЛЕКТРОННАЯ ЛЕТОПИСЬ «МАЛЫЙ КРАЙ БОЛЬШОЙ ОТЧИЗНЫ»

ПАНАСИК ЛЮБОВЬ, САФОНОВА ЮЛИЯ

Научные руководители – Ж. М. ДЫЩЕНКО, А. Г. БУКЛИС

"Смотря в прошлое – сними шляпу, глядя в будущее – засучи рукава", – гласит народная мудрость.

15 января 2013 года Могилевская область отметила 75 лет со дня своего образования.
В преддверие этого знаменательного события учащиеся группы 2А приступили к созданию учебного проекта "Электронная летопись "Малый край большой Отчизны".
Материал проекта предназначен для различных групп обучающихся.
Только хорошо зная историю, культуру и традиции родного края, можно считать себя полноправным гражданином своей страны.
Электронная летопись включает в себя следующие разделы:
– "Этих дней не смолкнет слава"; – "Искусство есть память чувства"; – "Не каждому дано так щедро жить – на память людям города дарить". – «Печатной строкой о нашем городе».
Более подробно остановимся на разделе "Этих дней не смолкнет слава".
Раздел состоит из следующих частей:

"Следов войны не заметут столетья" (к 200-летию победы в войне 1812 года)

"Недаром Могилев назвали тогда "Мадридом на Днепре"..." (Могилёв в годы Великой Отечественной войны)

"Афганистан: честь, достоинство, подвиг"

"На посту памяти" (военно-патриотическое воспитание в Могилевском архитектурно-строительном колледже).

В 2012 году европейское сообщество отметило окончание Московской кампании Наполеона, имеющей огромное историческое значение.
Мы предлагаем вашему вниманию первую часть раздела "Следов войны не заметут столетья", посвященную 200-летию победы в войне 1812 года.
Данная часть представляет собою пять страниц:

«Могилевщина: год 1812-й»

«Подвиг под Салтановкой»

«Взгляд»

«Викторина»

«Исторический синквейн»

Во время войны 1812 года территория современной Могилевской области дважды оказывалась на перекрестке двух воинствующих империй.
Салтановка – деревня Могилевской губернии, по дороге из Могилева на Быхов и Рогачев, в районе которой 10-11 июля 1812 года произошло сражение между русским корпусом под командованием генерала Раевского и французским корпусом под командованием маршала ДавУ.
17 октября 2012 года группа учащихся архитектурно-строительного колледжа выехала к памятнику-часовне, установленному в честь 100-летия со дня боя под деревней Салтановкой (ныне Могилевский район).
Взгляд через объектив – это особый взгляд на мир, взгляд на самого себя.
Мы не являемся свидетелями событий войны 1812 года...
Фотоработы Панасик Любови и Сафоновой Юлии – учащихся группы 2А – предоставили нам возможность прикоснуться к тем событиям.
Страница "Викторина" предоставляет возможность проверить свои знания по истории Отечественной войны 1812 года.
На странице "Исторический синквейн" предлагается составить синквейн о войне 1812 года.
Синквейн – это пятистрочный стих, который требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.
Пример – синквейн "Кутузов".
Напомним, что мы предложили вашему вниманию только небольшую часть "Электронной летописи "Малый край большой Отчизны".
Работа над учебным проектом будет продолжена.

2013 г.



ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ-СЛЕНГА НА КУЛЬТУРУ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ МОГИЛЕВСКОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОЛЛЕДЖА

ПУТРИНА АННА

Научные руководители – Ж. М. ДЫЩЕНКО, А. Г. БУКЛИС

Аннотация исследования

Современное общество невозможно представить без Интернет-общения. Но мы должны помнить о том, что даже в условиях Интернет-общения нужно соблюдать нормы литературного языка.
В современном обществе Интернет-сленг получает распространение в повседневной речи и влияет на грамотность учащихся. Следовательно, его употребление нужно свести к минимуму.
Искажение слов неизбежно снижает грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции с помощью сетевого языка в любых проявлениях, а потом, когда будет нужно, заговорить красиво и грамотно.
Я выдвинула гипотезу – неправильное написание слов при общении в Интернете, отсутствие знаков препинания негативно сказывается на грамотности учащихся, снижает культуру общения между подростками.
Цель моей работы – исследовать влияние Интернет-сленга на культуру устной и письменной речи учащихся моего колледжа.
Задачи работы:

– изучить информацию об особенностях общения подростков через Интернет;

– исследовать представления учащихся по поднятой проблеме;

– посетить различные Интернет-сайты, чаты, форумы, блоги, на которых часто общаются учащиеся колледжа;

– изучить часто употребляемые сленговые выражения.

Объект исследования: Интернет-сленг.
Предмет исследования: влияние Интернет-сленга на культуру устной и письменной речи учащихся колледжа.
Используемые методы: опрос, анкетирование.

Введение

Как приятно пройтись по весеннему Могилеву! Свежая трава радует нас ярким оттенком, в небе пригревает солнце, дует лёгкий ветерок. Если бы мимо проходил поэт, он бы обязательно остановился, чтобы описать все это в стихах. Душа поёт!
Но... Стоп! Вдохновение пропало! Гармонию нарушил громкий диалог двух подростков:
– Эй, Димон! Куда чешешь? Пошли по улице прошвырнёмся!
– Не-а! Не катит! Училка по рус. язу ваще запрягла, домахи куча!
Неужели это он, «великий и могучий русский язык» так режет слух? Что за набор непонятных слов? Увы, ответ не из приятных – это обычная речь современной молодёжи, страдающей ярко выраженной безграмотностью.
Прислушайтесь... На улице, дома, на работе. Русский язык рядом с нами. Слышите?... Мы стали говорить на каком-то птичьем языке, языке СМС, ICQ, сокращая слова, без пауз, интонации, на сленге... Красиво и грамотно ли? Кто нас понимает? А что будет с нашей речевой культурой дальше?
Сегодняшний учащийся колледжа является важнейшим представителем социума, но вот парадокс – он с трудом успевает записать лекцию, а после сам не может разобрать написанное. Что уже говорить о правописании и словарном запасе? Речь молодых людей огрубела и обеднела. Но в чём же виноваты будущие обладатели дипломов строителей, архитекторов и почему их грамотность так хромает? Ответ и главный корень проблемы снижения грамотности современного поколения нужно искать в следующем:

– сокращение часов русского языка и литературы;

– массовая компьютеризация и современная техника вытесняют книгу (Интернет, доступная информация, краткие содержания и масса развлечений затмевают классические произведения);

– печатание сменяет письмо и «стирает из памяти» каллиграфию (учащиеся повсюду носят с собой ноутбуки и забывают свой почерк, что способствует отсутствию мелкой моторики, развивающей мозг);

– введение тестирования (заучивание программы с целью получить высокий балл, а не высокую грамотность);

– утрата чувства языка (русский язык преподают как огромный свод правил правописания, но забывают о том, что это ещё и культурное наследие и история нашей страны).
За окном век информационных технологий. Окно это – мониторы наших компьютеров, пейзаж, открывающийся нам, – Интернет. Начнём с того, как же влияет Интернет на культуру устной и письменной речи учащихся?
Интернет привнёс в наш язык много хорошего. Прежде всего он дал новую жизнь традиционным жанрам русской речевой культуры. Те кто, внимательно читал «Войну и мир», помнят, что в первой главе, в салоне Шерер, Пьера почему-то всё время просят перейти к другому столу и не дают поучаствовать в общей беседе. Почему? Да потому, что он не умеет вести «чат», не владеет искусством светской болтовни. А это искусство высоко ценилось нашими предками. Евгений Онегин, который мог «без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, С учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре, И возбуждать улыбки дам огнём нежданных эпиграмм...», безусловно, преуспел бы в современной интернет-коммуникации, потому, что безличностное общение в сети ведётся именно по этим правилам.
Наше поколение рискует вырасти людьми, привыкшими читать тексты и не понимать их.
Особый язык Интернет-общения постепенно перебирается в нашу повседневную жизнь.
Цель моей работы – исследовать влияние Интернет-сленга на культуру устной и письменной речи учащихся. Я считаю, что эта проблема актуальна, потому что в последнее время часто на занятиях мои товарищи, да и я сама, невольно употребляем сленговые выражения, порой за собой даже не замечая этого.

Исследовательская деятельность

1 Опрос учащихся
1 При общении в сети использование какой речи вам нравится больше?
Абсолютное большинство ответило сленг. По мнению опрашиваемых, это связано с тем, что такое общение раскрепощает людей, делает общение более доступным и свободным. Некоторые ответили, что им больше нравится сочетание сленга с обычной речью. Они объяснили это тем, что иногда люди используют слишком много сленга и общение становится неприятным. Самая малая часть вообще не используют сленга при общении в сети. Свой ответ они объяснили тем, что их раздражает такое общение.
Вывод: Почти все молодые пользователи общаются в Интернете, используя сленг. Причем употребляют его постоянно. Данный вид речи им нравится.
2 Используете ли вы в устной речи сленг, позаимствованный из Интернета?
Большинство из опрошенных разнообразят свою устную речь сленговыми выражениями. Это указывает на то, что стиль Интернет-общения перебирается в нашу жизнь.
Остальные объяснили свой ответ тем, что они привыкли к обычной речи и их раздражает сленг.
Вывод:Интернет-сленг активно перебирается в устную речь подростка.
3 Чем вы предпочтете заняться в свободное время – чтением книги или общением в сети?
Почти все ответили, что они предпочтут общение. Раньше, когда не было Интернета и телевидение было почти не распространено, люди читали книги. У них вырабатывалась фотографическая память, они писали грамотно. Сейчас среди подростков наблюдается тотальная безграмотность. Классическую литературу читают все меньше и меньше подростков.
Вывод: Интернет-общение ведет молодого человека к безграмотности.
2 Анкетирование
Мною было проведено исследование мнения учащихся и сотрудников нашего колледжа в виде ответов на предложенную анкету.
Анализ анкеты.
1 Возраст опрашиваемых 15-55 лет.
2 Наиболее посещаемые сайты: «Вконтакте» – 70% опрошенных, «Всети» – 12%, «Одноклассники» – 11% и другие сайты – 7%.
3 46% опрошенных пользуются Интернет-сленгом при общении.
4 По мнению участников анкетирования причин образования компьютерного сленга несколько:
для сокращения слов, удобнее общаться, быстрее переписываться и другие.
5 Отношение к Интернет-сленгу тоже неоднозначное: от безразличного до положительного.
6 Искажение слов вызывает разные настроения: негативное, нормальное, безразличное,..
7 Правила русского языка при общении в Интернете соблюдают «не все», «не всегда», но «стараются».
8 Оказывается, что раздражение вызывают и ошибки: грамматические, орфографические, «самые очевидные» и «элементарные».
9 В повседневной жизни Интернет-сленг опрошенные мной чаще не используют.
10 Интернет-сленг популярен. Причин его популярности достаточно много: от «идти в ногу со временем» до «так прикольней».
11 Раньше эталоном хорошей речи был театр. Речь актеров Малого театра считалась образцом до середины 20 века. Постепенно, с развитием телевидения, авторитет театра был потеснен средствами массовой информации.
На вопрос «Чья речь является для вас эталоном?» я получила самые разные ответы: речь Баранова Артема (учащегося группы 1С5), диктора телевидения, преподавателей русского языка, тёти, мамы, писателя Михаила Булгакова и даже мобильное «Т9».
Наиболее популярные у наших учащихся Интернет-слова: спс, норм, ок, прив, lol.
А также ненормативная лексика (к сожалению).

Особенности влияния Интернет-сленга на культуру устной и письменной речи учащихся

Во время переписки молодежь часто заменяет букву«в» на «фф», «к» – на «г», сокращает слова из-за экономии времени (спс вместо спасибо, прет или прив вместо привет). Также используются звукоподражания, английские слова пишутся русскими буквами, отсутствует пунктуация. Очень часто проскакивают ставшие «классикой» слова исчу, хочю, исчо.
Более того, мои ровесники используют сленг в повседневной жизни: в учебных тетрадях, в общении между собой, даже в разговоре с взрослыми. Сейчас учащиеся делают примерно вдвое больше ошибок, потому что вместо чтения постоянно общаются в Интернете.
У многих постоянно наблюдаются ошибки в написании глаголов, заканчивающихся на "-ться" и "-тся". Казалось бы правило простое – если глагол отвечает на вопрос "что делать?", то мягкий знак ставится, если отвечает на вопрос "что делает?" -- не ставится. Так ведь нет же, пишут: «Мне нравитЬся Артем», или, наоборот, «Нужно долго старатся».
Кроме ошибок, как нарочитых, так и допущенных по неграмотности, Интернет изобилует опечатками. Привожу примеры:

- Полько (только)

- Учудщает (ухудшает)

- Доспуп (доступ)

- Использовалсы (использовался)

Такое количество опечаток существует потому, что многие люди не проверяют правильность набранного текста. Но на самом деле их очень легко избежать, так как они автоматически выделяются красной чертой.
К сожалению, многие пользователи Интернет-общения руководствуются принципом «Пешу каг хачу!!!!»
Я обнаружила, что многие пользователи Интернета допускают огромное количество ошибок. Эти ошибки можно классифицировать по следующим двум группам.
1 Неграмотность обыкновенная. Некоторые люди не выучили в школе правила орфографии и попросту не знают, как пишется то или иное слово. Они употребляют трудные для них слова так, как считают нужным, но зачастую их мнение о правильном написании не совпадает с истиной. И теперь эти люди допускают те же самые ошибки не только в учебных тетрадях, но и во время переписки.
2 Неграмотность нарочитая. Неграмотность в этом случае возведена в ранг достоинства. Слова печатаются так, как они слышатся и произносятся («дефачка»), звонкие согласные меняются на глухие, А на О, и наоборот (например, «кросафчег», «с празднегом», «превед»). Все это называется «олбанским языком».
Зачастую владение «олбанским» показывает принадлежность человека к громадному сообществу Интернет-общения. Он становится своим, коверкая русский язык по определенным правилам.
Однако иногда совершенно невозможно определить, используется ли «олбанский язык» или же автор фразы абсолютно безграмотен. Привожу пример такого высказывания: «народ,а кагда белеты прадавать будут,я в касы ганял а там никаго нет,кто знает,если 3ванил туда?»
Анализируя влияние сленга на речевую культуру современного подростка, я выделила как положительные, так и отрицательные его аспекты.

Положительные стороны Интернет-общения.

1 Подросткам нравится использовать Интернет-сленг. Это их раскрепощает, они могут свободно общаться на любые темы.
2 Сленг делает общение более быстрым. Обычно в сети переписка ведется сразу с несколькими людьми, поэтому скорость написания тоже немаловажна.
3 Такой язык делает общение более простым, доступным и веселым.

Отрицательные стороны Интернет-общения.

1 У любых положительных сторон есть свои отрицательные. Из-за Интернет-сленга происходит изменение языка. Сленг начинает использоваться не только за компьютером, но и в повседневной жизни. Так же по инерции подросток начинает писать и в тетради по русскому языку.
2 Во всем надо знать меру. Иногда доходит до того, что просто невозможно понять человека.
3 Интернет-общение содержит множество нецензурных фраз. Язык делается грязным, речь скудной, общаться с таким человеком становится неинтересно, да и неприятно. Человек, который уважает себя, людей, которые его окружают, страну, в которой живет, прошлое своих предков, должен уважать и свой язык.
4 Если постоянно общаться в виртуальном мире, возникнут сложности при знакомстве в живую и реальном представлении себя; можно разучиться общаться с друзьями в жизни, что может привести к проблемам. Да и вообще будет трудно выражать свои мысли на литературном языке.
5 В лексикон подростка входит множество иностранных слов, употребляющихся без перевода.
6 Виртуальное общение – это общение посредством языка, а значит, и на речь человека, письменную и устную, оно оказывает немалое влияние. Мы и так с появлением телефонной связи перестали писать письма красивые и длинные, которыми обменивались наши предки. Всё более переходя на невербальное общение, мы можем и … разучиться красиво говорить, да и что там красиво – можно разучиться говорить вообще. Последнее выражение наводит на размышление о связи виртуального общения с русским языком и о его влиянии на язык.
7 Виртуальное общение, по мнению многих его исследователей, – это отсутствие движения, которое приводит к заболеваниям опорно-двигательной системы, это напряжение на зрение, лишение себя прогулок на свежем воздухе.

Заключение

Язык и культура неразрывно связаны. Интернет – это зеркало, в котором отражается наша жизнь и наша общая культура, поэтому все проблемы языка и Интернет – это проблемы нашего миропонимания, нашего общения и нашей системы ценностей. Проблемы можно решить только общими усилиями педагогов, государства, семьи и каждого отдельного человека.
Я предлагаю следующее:

– организовать консультативную службу русского языка;

– пропагандировать классическую литературу;

– обеспечить библиотеки новыми словарями и учебниками по русскому языку и культуре речи;

– пропагандировать бережное отношение к русскому языку;

– в пику «создателям» заборной живописи и любителям писать на стенах трёхбуквенные слова использовать неэстетичные заборы для пропаганды русского языка.

Молодёжь расписывает граффити любые пустые плоскости. Мне показалось интересным в содержании граффити использовать слоганы, воспевающие и пропагандирующие русский язык.
Примеры слоганов:

«А ты выучил русский язык?»

«Не будь лопухом! Занимайся русским языком!»

«Учи русский пока не поздно!»

«Учи русский – не дай мозгам засохнуть!»

«А ты знаешь русский язык?»

«Без русского не проживу и дня. Он ведь во мне, он ведь вокруг меня!»

Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, каждый человек должен постоянно думать над тем, что он говорит.
Необходимо постоянно заниматься развитием своей речевой культуры, постижением глубин русского языка.
Для этого можно использовать следующие методы:
– чтение классической художественной литературы (это самый главный и эффективный метод); – внимательное изучение нужных разделов в грамматических справочниках; – использование словарей; – обращение за консультацией к филологам; – использование ресурсов Интернета.
Моё исследование показало, что «сетевой язык» употребляют большинство учащихся нашего колледжа.
Интернет-сленг влияет на грамотность учащихся нашего учебного заведения. Сленг переходит во все стили и ситуации общения, засоряя русский язык. Следовательно, его употребление нужно свести к минимуму.
Я считаю, что Интернет-сленг совсем не исчезнет. Думаю, что безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно, должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка.
В последнее время в сети Интернет прошло несколько акций: на многих блогах, форумах, персональных страницах появились таблички: «Я умею говорить по-русски!», «Пишу по-русски, “аффтарам” просьба не беспокоить», «Хочу читать тексты на правильном русском языке».
А я хочу дать каждому из вас совет:

«Думай, не только о чем говоришь, но и о том, как говоришь. И ПУСТЬ ТЕБЯ ВСЕГДА ПОНИМАЮТ!».


2012 г.



ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ВТОРОГО КУРСА

КИСЛЮК ВИТАЛИЙ

Научные руководители – Ж. М. ДЫЩЕНКО, А. Г. БУКЛИС

Со стороны кажется, что современные молодые люди в большинстве своем отдают предпочтение всему новому и, конечно же, компьютерным технологиям, но не книгам
Да, сегодня читают мало, забывая о том, что читающие люди способны проблемно мыслить, лучше владеют речью, самостоятельны в суждениях и поведении.
Мы выяснили у учащихся архитектурно-строительного колледжа их точку зрения на эту проблему. Вот наиболее характерные высказывания:

– «Если человек считает себя действительно образованным, то он не должен забывать о книгах».

– «Я считаю, что в жизни важны и книги и компьютер, потому что книги помогают духовно обогащаться, с книгами можно общаться, делить с ними горе и радости, а компьютер нам нужен для того, чтобы делать курсовые работы и добывать информацию».

– «Читать книгу, конечно же, интереснее, чем сидеть за компьютером и портить себе зрение. Но, по-моему, компьютер и книга равноценны, т.к. то, чего не найдешь в книге, можно найти с помощью компьютера».

– «Я предпочитаю и книги, и компьютеры. Иногда хочется просто почитать, но зато на компьютере можно сделать домашнее задание. Мое мнение остается нейтральным».

Мы предлагаем вашему вниманию вторую часть электронного учебного пособия по русской литературе для учащихся 2-го курса нашего учебного заведения.
Напомним внешнюю форму электронного пособия по литературе. Она содержит в себе следующие элементы: обложка, оглавление, библиографические сведения о писателях, тексты художественных произведений, алфавитный указатель, краткий словарь литературоведческих терминов, сведения об авторах пособия.
Особенностью электронного учебного пособия является тесное взаимодействие всех его разделов. В пособии предусмотрен моментальный переход по ссылке от одного раздела к другому.
В прошлом году мы познакомили вас со структурой и содержанием пособия.
Хотелось бы более подробно остановиться на странице нашего учебного пособия «Литература 40-х – 50-х годов».
Великая Отечественная война открыла новый период в развитии русской и многонациональной советской культуры.
Особое внимание мы уделили творчеству Константина Симонова.
Среди советских писателей Симонов по праву считается одним из лучших летописцев войны.
В «бумажных» вариантах учебников по литературе вы практически не найдете информации о пребывании Симонова на Могилевщине. Мы решили устранить эту несправедливость и создали в нашем учебном пособии страницу «Писатель огненных лет».
В своей работе мы опирались на краеведческий материал. В прошлом году исполнилось 70 лет со дня обороны города Могилева.
Оборона Могилева была героической. Город сражался в кольце врагов, когда оставлены были Минск и Смоленск, — сражался, зная, что обречен. Слава его заслуженная. У Симонова была личная приязнь к этому древнему белорусскому городу, к могилевским полям, лесам и дорогам. Обращаясь к опубликованным теперь военным дневникам писателя, отчетливо видишь причину этой приязни.
Читая его книги, статьи, вспоминая беседы и публичные речи, можно заметить: слово «Могилев» непременно всюду нет-нет да всплывет, и непременно в почетном ряду названий, в ряду таких славных мест, как Москва, блокадный Ленинград, Сталинград, Курская дуга, Севастополь, Одесса...
С помощью страницы, посвященной Константину Симонову, вы можете:

«посетить» выставку «Могилевские дневники Константина Симонова»;

«побывать» на Буйничском поле;

– прочитать произведение Симонова «Разные дни войны»;

– изучить статьи в периодической печати о Симонове;

– ответить на вопросы викторины «Наедине с Константином Симоновым».

«Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но у меня есть кусок земли, которой мне век не забыть - вот это поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» – писал Константин Симонов.
Перейдя к разделу «Литература 1950–начала 1990-х годов», остановимся на прозе 70 – начала 90-х годов.
15 марта исполнилось 75 лет русскому писателю Валентину Распутину. Программа по литературе предлагает к изучению его произведение «Пожар». Готовясь к внеклассному мероприятию, мы прочитали рассказ Валентина Распутина «Женский разговор».
Русская литература XX – начала XXI века представлена яркими именами: Татьяна Толстая, Виктор Пелевин, Иосиф Бродский, Александр Кушнер, Леонид Леонов и другие.
Не так давно учащимся было предложено изучение русскоязычной литературы Беларуси. И это нашло отражение в электронном учебном пособии. Материала по данной теме недостаточно, а пособие располагает информацией, необходимой для подготовки к занятию.
Возможности электронного пособия позволяют значительно усовершенствовать традиционные разделы классического учебника.
Готовое электронное учебное пособие можно будет скачать на сайте цикловой комиссии гуманитарных дисциплин.

2012 г.



ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

КИСЛЮК ВИТАЛИЙ

Научные руководители – Ж. М. ДЫЩЕНКО, А. Г. БУКЛИС

Читающие люди способны проблемно мыслить, имеют больший о6ъем памяти, лучше владеют речью, самостоятельны в суждениях и поведении. Чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.
Профессор Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе К. Боргман говорил о том, что «электронные информационные ресурсы никогда не заменят, а лишь будут дополнять накопленные за столетия знания в традиционной форме».

Согласны ли вы с этим утверждением?

Ребята, как вы думаете, вытеснит ли техника в ближайшем будущем книгу и вообще – какой быть книге XXI века? Со стороны кажется, что современные молодые люди в большинстве своем отдают предпочтение всему новому и, конечно же, компьютерным технологиям. «Книжные дети» становятся раритетом. Может быть, не нужно по этому поводу лить слезы и говорить о бездуховности молодежи? Новое поколение выбирает не только «Пепси», но и более гибкую информационную систему.
Мы выяснили, что точка зрения учащихся архитектурно-строительного колледжа не столь однозначна. Вот наиболее характерные высказывания:

– «Я предпочитаю и книги, и компьютеры. Иногда хочется просто почитать, но зато на компьютере можно сделать домашнее задание. Мое мнение остается нейтральным».

– «Читать книгу, конечно же, интереснее, чем сидеть за компьютером и портить себе зрение. Но, по-моему, компьютер и книга равноценны, т.к. то, чего не найдешь в книге, можно найти с помощью компьютера».

– «Лично мне нравится больше книга, потому что она друг каждому, кто её понимает. Когда я читаю книги, то окунаюсь в мир иной, где гнев и радость, веселье и печаль соединяются воедино, я переживаю за каждого героя и иду вместе с ними по произведению».

– «Я считаю, что в жизни важны и книги и компьютер, потому что книги помогают духовно обогащаться, с книгами можно общаться, делить с ними горе и радости, а компьютер нам нужен для того, чтобы делать рефераты и добывать информацию, т.к. уже во всех учебных заведениях требуют печатные рефераты».

– «Понятие «грамотность» сегодня подразумевает умение пользоваться компьютером. Но компьютер, как и всякая техника, всего лишь упрощает жизнь людей. Если человек считает себя действительно образованным, то он не должен забывать о книгах».

Литература – одна из основ человеческой цивилизации. Разве не удивительно, что смесь из тридцати различных знаков может заставить нас смеяться или плакать, дрожать от восторга или трепетать от страха. Обычные буквы могут перенести нас на много веков назад – в героическое прошлое. И разве не замечательно, что алфавит позволяет нам транслировать наши истории в будущее, сохраняя их для тех, кто будет жить после нас.
А сейчас я хочу задать вопросы участникам конференции:

– На кого из литературных героев ты хочешь быть похожим?

– Сколько времени в неделю ты проводишь за чтением книг?

– А сколько времени в неделю ты проводишь в Интернете?

– Как ты считаешь: описания природы, битв, рассуждения загружают произведение?

– Возникало ли у тебя чувство, что автор произведения неправильно изобразил финал?

– Продолжи предложение: “Радуюсь и веселюсь, когда сажусь за …”

Все чаще в нашей жизни начинает звучать слово «интерактивный». Рассказывание историй – процесс не менее интерактивный, чем любое общение с компьютером. Когда мы читаем интересную книгу, наш мозг и чувства работают куда интенсивнее, чем когда мы подключаемся к Интернету. Мы используем намного больше мегабайт, когда читаем роман, чем когда смотрим видео или играем на компьютере. Я, например, могу следить за тем, как разворачиваются события на экране, и в то же время думать совсем о другом – мысли мои будут парить далеко. Но когда я читаю книгу, это невозможно. Книга, наоборот, все больше и больше захватывает нас, а если этого не происходит – просто откладываем ее в сторону.
Учебник на сегодня является основным инструментом передачи информации в процессе получения образования.
Мы предлагаем вашему вниманию электронное учебное пособие по русской литературе для учащихся 2-го курса нашего учебного заведения.
Рассмотрим внешнюю форму электронного пособия по литературе. Она содержит в себе следующие элементы: обложка, оглавление, библиографические сведения о писателях, тексты художественных произведений, алфавитный указатель, краткий словарь литературоведческих терминов, сведения об авторах пособия.
Страница «Главная» является электронной визитной карточкой (обложкой) пособия. На ней размещаются наименование учебного пособия, его содержание и указание на авторов.
Самой содержательной и большой по объему информации частью электронного учебного пособия является меню, позволяющее быстро переходить от одного раздела к другому.
Например, открывая раздел «Серебряный век русской поэзии» мы видим кнопки с названиями трех литературных направлений – «символизм», «акмеизм», «футуризм».
Стоит нажать кнопку – и перед нами изображения поэтов Серебряного века.
Если вы хотите познакомиться с биографией или произведениями выбранного вами автора, достаточно просто щелкнуть мышью на фамилии поэта.
«Персоналии» – это указатель имен в бумажной форме учебника. А в нашем электронном пособии эта страница называется «Алфавитный указатель». Этот раздел содержит как фамилии писателей, так и названия художественных произведений. С помощью гиперссылок можно от фамилии автора перейти к его биографии или по названию произведения перейти к тексту данного произведения.
«Глоссарий» – следующий раздел электронного учебника, который содержит в себе список терминов и раскрывает их содержание.
В отличие от бумажного, электронный глоссарий содержит удобную поисковую систему по всей базе терминов.
Особенностью электронного учебника является тесное взаимодействие всех его разделов. В учебнике предусмотрен моментальный переход по ссылке от одного раздела к другому.
Хотелось бы более подробно остановиться на странице нашего учебного пособия «Литература 40-х – 50-х годов».
Великая Отечественная война открыла новый период в развитии русской и многонациональной советской культуры.
Особое внимание мы уделили творчеству Константина Симонова.
Среди советских писателей Симонов по праву считается одним из лучших летописцев войны.
В «бумажных» вариантах учебников по литературе вы практически не найдете информации о пребывании Симонова на Могилевщине. Мы решили устранить эту несправедливость и создали в нашем учебном пособии страницу «Писатель огненных лет».
В своей работе мы опирались на краеведческий материал. В 2011 году исполняется 70 лет со дня обороны города Могилева.
Оборона Могилева была героической. Город сражался в кольце врагов, когда оставлены были Минск и Смоленск, — сражался, зная, что обречен. Слава его заслуженная. У Симонова была личная приязнь к этому древнему белорусскому городу, к могилевским полям, лесам и дорогам. Обращаясь к опубликованным теперь военным дневникам писателя, отчетливо видишь причину этой приязни.
«Я не был солдатом, был всего-навсего корреспондентом, но у меня есть кусок земли, которой мне век не забыть - вот это поле под Могилевом, где я впервые в июле 1941 года видел, как наши в течение одного дня подбили и сожгли 39 немецких танков…» – писал Константин Симонов.
Читая его книги, статьи, вспоминая беседы и публичные речи, можно заметить: слово Могилев непременно всюду нет-нет да всплывет, и непременно в почетном ряду названий, в ряду таких славных мест, как Москва, блокадный Ленинград, Сталинград, Курская дуга, Севастополь, Одесса...
Естественно, возможности электронного учебника позволяют значительно усовершенствовать традиционные разделы классического учебника.
Вашему вниманию была представлена только часть электронного пособия.
В следующем учебном году мы продолжим работу.
В качестве дополнительного раздела планируем разместить аудио- и видео материалы.
Достоинствами электронного пособия по литературе является «дешевизна» его воспроизводства (отсутствие типографских расходов), удобство распространения (посредством носителей информации и сети Интернет) и удобство поиска определенных терминов.
Необходимо помнить, что электронный учебник – это результат труда как минимум трех различных специалистов: автора текста, дизайнера, программиста.
Создавая электронный учебник, нужно помнить, что он делается, в первую очередь, для пользователя, для того, чтобы ему было удобно, комфортно и интересно.

2011 г.


Создание сайта учебной группы

Грибовская Яна, гр. 2Б.

Руководитель  Дыщенко Ж. М.

2010 г.



КРАЕВЕДЧЕСКАЯ РАБОТА «НА ПОВЕРКЕ ОТЗОВЕТСЯ УЛИЦА», ПОСВЯЩЕННАЯ 65-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ

НЕМЕНКОВ ЛЕОНИД, ПОДОЛЬСКИЙ СЕРГЕЙ

Научные руководители – Ж. М. ДЫЩЕНКО, А. Г. БУКЛИС

Сквозь время – везде и всегда
Мучительно помним про это:
Пришла в сорок первом беда,
И лишь в сорок пятом – победа.
К. Ваншенкин
Бессмертен подвиг всех, кто боролся и победил фашизм.
65-ая мирная весна большими шагами идет по Земле, но эхо войны повторяется и сегодня. Это эхо гремит на земле не весенними громами, не очистительной грозой, а памятью ветеранов, памятью простых людей.
Города – как люди: каждый город имеет своё лицо, свою судьбу, своё предназначение.
Города – как люди: каждый город имеет своё сердце – место, с которого он начинается, свои артерии – улицы и, конечно, каждый город имеет свой разум – людей, которые живут в этом городе.
Города, как и люди, имеют свою историческую память. Эта память – бесценный источник духовности, что оживляет у потомков сыновнюю любовь к своей бацькаўшчыне.
Без любви к Родине, её прошлому и настоящему, без знания истории своего государства невозможно построить будущее.
Мы представляем на конференции свою работу – видеофильм «На поверке отзовется улица», посвящённый 65-летию Великой Победы, посвящённый родной земле могилёвской.
Для нас эта работа значимая, потому что мы влюблены в свой город, хотим знать его историю, хотим, таким образом, отдать дань уважения тем, кто защищал и освобождал Могилев в годы войны.
…Горел металл, рвались снаряды –
Весь город был в дыму, в огне,
Недаром Могилёв назвали
Тогда Мадридом на Днепре.
И днём и ночью, не смолкая,
Здесь шли жестокие бои:
У Буйнич, на пшеничном поле,
И на холмах села Гаи…
Мы, сидящие за партами, родились и выросли в мирное время, войну видели только по телевизору и в кино. Мы проходим по улицам сел и городов и не всегда задумываемся, почему та или иная улица имеет такое название.
Есть в нашей армии такой ритуал – вечерняя поверка. Перед отходом ко сну выстраивается рота ли, батарея ли, командир оглашает список личного состава, и каждый присутствующий отвечает: «Я». В списке сохранившихся после войны подразделений навечно занесены один-два особо отличившихся на фронте солдат, как правило, Героев Советского Союза, чьи фамилии числятся первыми.
Могилев не забыл тех, кто отстаивал город в июле сорок первого, боролся с оккупантами в подпольных группах и партизанских отрядах, штурмовал город в июне сорок четвертого, кто долгие годы стоял у руля государства. Их фамилии стали названиями многих улиц, и они будут звучать вечно, пока будет стоять Могилев.
Улицы Романова, Кутепова, Симонова.
Переулки Владимирова и Тани Карпинской.
Улица имени Леонида Лорченко.
Улицы Мовчанского, Орловского, Сурганова, Королёва, Якубовского, Болдина.
Переулок Буянова.
Улицы Гришина, Лазаренко, Фатина.
В нашем фильме мы постарались рассказать о людях, чьи имена увековечены в названии улиц Могилева.
…Именем Кутепова названа одна из улиц Могилева, которая ведет к речному порту. А начинается она от проходящей рядом улицы, что носит имя Константина Михайловича Симонова. Это, можно сказать, получилось случайно. Выдающийся (в будущем) писатель именно в Могилеве в 1941 году встретил Кутепова (героя обороны города), которого вывел в образе литературном – полковника, а затем генерала, Серпилина в знаменитой трилогии «Живые и мертвые», созданной в 1959 – 1971 годах и удостоенной Ленинской премии в 1974 году.
Семен Федорович Кутепов – настоящая легенда могилёвской эпопеи.
Бесстрашный полковник Кутепов командовал прославленным 388-ым полком, бойцы которого защищали Могилёв.
«В моей памяти Кутепов – человек, который, останься он жив там, под Могилёвом, был бы способен потом на очень многое», – писал К. Симонов, которому, которому мы должны быть глубоко благодарны за то, что он оставил нам живые воспоминания по обороне Могилёва.
На Буйничском поле развеян прах русского писателя, военного корреспондента Константина Симонова.
Всю жизнь помнил Константин Михайлович это поле боя; всю жизнь чувствовал вину перед теми, кто остался лежать здесь; всю жизнь трудом своим отдавал дань памяти русскому солдату.
Симонов не хотел, чтобы ему ставили памятник. Поэтому семья нарушила волю Политбюро и не похоронила поэта на Новодевичьем кладбище в Москве. Никакой памятник, считал поэт, не может сравниться с величием подвига красноармейцев полка генерала Кутепова, защищавших до последнего патрона свою землю – Могилёвскую версту.
Пройдусь по Буйничскому полю,
Зайду в часовню, помолюсь.
Тем, кому поле стало долей,
Я низко-низко поклонюсь…
Летят года, круглеют даты.
Пять, десять, тридцать, шестьдесят.
Давно ушедшие солдаты
Незримо здесь на нас глядят.
Улица Симонова расположена в южной части города, в Заднепровском жилом районе. Названа в 1980 году в честь К. М. Симонова. Протяжённость свыше 2000 метров. Современный облик улицы стал складываться в начале 70-х годов ХХ века.
Активную борьбу против фашистов вели учительница школы № 7 Ольга Николаевна Карпинская и её дочь Таня. Они размножали на пишущей машинке антифашистские листовки и распространяли их среди населения.
Комсомолка Таня Карпинская, ученица средней школы № 1 города Могилева, в июле 1943 года вместе с матерью зверски была замучена фашистскими оккупантами.
Переулок Тани Карпинской находится в Центральном районе города Могилёва.
Мужественно и бесстрашно действовал комсомолец Леонид Лорченко, член патриотической группы авторемонтного завода. Он не только размножал от руки сводки Совинформбюро и листовки, но и с большой активностью распространял их среди населения.
Летом 1943 года комсомолец Леонид Лорченко, боец 600-й партизанской бригады, героически погиб в бою с карателями.
Улица имени Леонида Лорченко находится в деревне Боровка Могилевского района.
Улица Мовчанского расположена в Октябрьском районе города и считается сравнительно молодой улицей.
Дмитрий Степанович Мовчанский – один из организаторов и руководителей партизанского подполья и партизанского движения на территории Могилёвской области в годы Великой Отечественной войны.
В центральной части города расположена улица Лазаренко. Это одна из старейших улиц города (старые названия – Великокняжеская, Виленская). Протяженность 2120 метров, от Первомайской улицы до улицы Строителей.
На улице Лазаренко находятся братские могилы советских воинов и партизан, погибших во время Великой Отечественной войны; братская могила бойцов народного ополчения в сквере напротив средней школы № 4; Польское кладбище, где похоронены белорусский поэт Алексей Пысин, Герои Советского Союза М. Ф. Рябчевский и А. Мельников. На доме № 2/12 установлена мемориальная доска И. С. Лазаренко.
Иван Сидорович Лазаренко – Герой Советского Союза, командир стрелковой Карачевской дивизии, генерал-майор – отличился во время прорыва обороны противника в Могилевской области. Лично подбил несколько танков. Погиб в бою.м
Необычную по смелости и находчивости операцию совершил батальон капитана Валентина Фатина. Воины буквально на плечах отступающего противника ворвались в центр города Могилева. Фатин принимает смелое решение: представляется немецкому командованию парламентарием. Комендант Могилева генерал-майор фон Армансдорф вспоминал, что немцы сдались в плен первому же русскому солдату. Этим солдатом был капитан Фатин.
За освобождение Могилева 139-я Рославльская стрелковая дивизия была награждена орденом Красного Знамени. 22-м воинам соединения, в том числе и капитану Валентину Фатину, присвоены звания Героя Советского Союза.
Улица Фатина расположена в районе Заднепровья. Целый микрорайон города Могилева сегодня называют именем Фатина.
Мы – наследники Великой Победы – преклоняемся перед ратным подвигом солдат Отчизны. Низкий поклон всем, вынесшим на своих плечах тяготы и лишения военного лихолетья, превозмогавшим боль, кровь и смерть. Низкий поклон и благодарность потомков всем, кто поднял страну из руин, кто всей своей жизнью показал, каким должно быть поколение Победителей.
Умирают солдаты дважды:
От штыка и от пули вражьей
И спустя много лет, в грядущем,
От забывчивости живущих.
Будзем памятаць, пакуль жывем на свеце,
Усiх палеглых за нас, бо яны
Так хацелi, каб жылi шчаслiвымi дзецi
I не зведалi жахаў нi воднай вайны.
Уважать себя и ожидать уважения от других можно только тогда, когда знаешь край, где живешь. Сегодня мы прошлись по улицам Могилева, почувствовали дыхание минувшего. Однако это только маленькая частица знаний про наш город.

2010 г.


Электронная экологическая библиотека

Савицкая Екатерина, Кораблева Виктория, гр. 5Ск

Руководители  Дыщенко Ж. М., Ротач В. Ф. 

2008 г.



КОМПЬЮТЕРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

СИДОРЕВСКИЙ АЛЕКСАНДР

Научные руководители – Ж. М. ДЫЩЕНКО, Т. С. ДЫМОВА

Курсовая работа рассчитана на 30 индивидуальных вариантов, в соответствии с присвоенными коэффициентами, которые выдает руководитель.
Курсовая работа имеет большое практическое значение, т.к. она обобщает весь теоретический материал, изученный на втором и третьем курсах по дисциплине «Бухгалтерский учет».
В процессе выполнения курсовой работы осуществляются постоянные межпредметные связи с такими дисциплинами, как экономика предприятия, финансы и кредит, налогообложение.
Работа выполняется в течение 20 учебных часов в аудитории под руководством преподавателя.
Курсовая работа содержит 45 операций, которые представляют собой сложные расчеты.
Программа написана на базе табличного процессора Microsoft Ехсеl и служит для автоматического расчета курсовой работы по бухгалтерскому учету.
Работа выполнена на основе действующего законодательства, инструктивных и методических материалов по вопросам учета и налогообложения на 11.04.2008г.
Результат представляет собой документ Ехсеl в виде книги, содержащей следующие листы:
1 РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
Таблица 1 – Остатки по счетам на 1 декабря
Таблица 2 – Расшифровка остатков НЗП на 1 декабря
Таблица 3 – Расшифровка остатков НЗП на 1 января
Таблица 4 – Хозяйственные операции
Таблица 5 – Расчет распределения отклонений
Таблица 6 – Расчет сумм отчислений от заработной платы
Таблица 7 – Расчет распределения возвратных отходов
Таблица 8-10 – Расчет распределения РСЭМО
Таблица 11-13 – Расчет распределения ОПР
Таблица 14 – Расчет распределения ОХР
Таблица 15 – Калькуляция себестоимости продукции
1.1 Расчет результата от реализации продукции
1.2 Расчет налогов и отчислений от прибыли
Таблица 16 – Оборотная ведомость по синтетическим счетам
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Схемы счетов бухгалтерского учета
Дополнения
Бухгалтерский Баланс
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
Порядок и принципы работы программы:

1) Вводить исходные данные не нужно, т.к. они уже все записаны в первый скрытый лист книги. Скрытым он является по причине того, чтобы пользователь не мог их изменить или нарушить, что приведет к неправильным результатам.

2) Для получения результата необходимо открыть документ «КУРСОВАЯ РАБОТА.xls!».

Активировать первый лист книги под названием «Титульный», нажав левой кнопкой мыши внизу окна по закладке «Титульный» (см. рис. 1).

Далее активировать ячейку G22 и ввести нужный вариант, например, 2 (см. рис. 2).

Аналогичным образом активируем ячейку Н22 и вводим коэффициент, например, 0.2 (см. рис. 3).

После ввода исходных данных программа в автоматическом режиме пересчитает все результаты в курсовой в соответствии с выбранным вариантом и коэффициентом, а именно: заполнит журнал операций, рассчитает таблицы, разнесет данные по счетам и выведет конечное сальдо, составит оборотную ведомость и бухгалтерский баланс.

4) Используя лист Содержание, можно перейти с помощью гиперссылок к любой таблице или приложению, а также возможен обратный переход на лист Содержание.

5) При необходимости можно вывести на печать полученные результаты, при этом распечатается только активная страница, что очень удобно. Например, можно распечатать лишь сформированную оборотную ведомость или баланс.


2008 г.



РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

ГЕДРОВИЧ АЛЕКСАНДР, АСМОЛОВСКИЙ АЛЕКСАНДР

Научные руководители – Ж. М. ДЫЩЕНКО, В. Ф. РОТАЧ

На протяжении нескольких лет вопросы экологии и экологического воспитания изучались на таких предметах как «Основы экологии», «Основы рационального природопользования» и «Основы рационального природопользования в дорожно-строительном комплексе».
Программой этих дисциплин предусматривалось рассмотрение вопросов рационального использования природных ресурсов в строительстве, в дорожном строительстве, сохранение окружающей среды и др.
Литературы, соответствующей программам данных дисциплин, практически нет. Что привело к решению создания электронной экологической библиотеки.
Цель, которую ставили перед собой авторы проекта – создание информационного ресурса по экологии и расширение доступа к экологической информации.
Подбором материала занимались учащиеся группы 5Ск. Был составлен план работы, соответствующий программе курса, определено время на подготовку материала.
Учащиеся освещали вопросы, касающиеся рационального природопользования как Республики Беларусь, так и всей планеты.
Вся информация была подвергнута компьютерной обработке и представлена в виде презентации.
В программе предусматривается возможность выбора требуемых данных, перехода к определенным разделам, таким как «Минеральные, лесные, водные, земельные ресурсы», «Охрана окружающей среды», «Отходы производства и потребления», «Законодательство», «Влияние антропогенного фактора на состояние окружающей среды» и др.
Материал сопровождается иллюстрациями, графиками, таблицами, схемами, позволяющими наглядно представить ту или иную ситуацию.
Электронная экологическая библиотека представляет собой первый опыт систематизации и правового анализа деятельности общественности в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Данная работа представляет собой первый раздел всего комплекса.
В дальнейшем планируется (и работа уже начата) включить в электронную экологическую библиотеку следующие разделы:
– Уникальные строительные сооружения.
– В мире интересного (экологическое направление).
– Охрана окружающей среды Могилевской области и Республики Беларусь.

2007 г.


Программа расчета предварительно-напряженной пустотной плиты (перекрытия, покрытия)

Мелешко Павел, гр. 4Ск. 

Руководители  Башаркин К. А.,  Дыщенко Ж. М. 

2002 г.